Шаман-место

Или о том, чем знаменит Байкал
Суть сказки

Наверняка вы слышали о древнейшей религии – шаманизме? На Байкале шаманские практики до сих пор почитаются и применяются. Есть особо известные места почитания. Читайте об этом в сказке

Сюжет сказки

Всё больше узнают участники удивительных фактов о Байкале. О таинственных местах Байкала, само название которых завораживает – Шаманские, своим друзьям рассказывает учёная сова Сови-Ушко. О них узнаете в сказке

Выдержки из сказки

Шаманы, сливаясь с духами природы, передавали просьбы Небесным Богам, невидимым потусторонним духам, неведомым силам природной стихии и приносили подношения за это. Власть шамана зависела от силы, с которой он мог договориться.»

— Понятно, — вклинилась Люн-Да в рассказ. — А почему именно эти места на Байкале столь почитаемы?

— Люди стремились научиться читать знаки, что посылает им природа, — ответила Сови-Ушко. — Природным знакам придавали большое значение, считая ответами на многие вопросы. А эти три места природа сама указала.

Сови-Ушко придвинулась по ветке поближе к догорающему костру и продолжила рассказ: «Первое особо мистическое место…»

***

Когда Сови-Ушко закончила свой рассказ, маленькие птички уже спали, сопели белочки и мирно посапывали бурундучки. Сова с удовольствием зевнула и потянула лапку.

— Мест магической силы в природе много, но ведь место только помощник, — тихо сказала Ка-Ти и с надеждой посмотрела на Сови-Ушко. — А где найти гармонию?

— Тайна, покрытая мраком, — заметила бурундучиха Люн-Да.

— Тайник, что мы ищем, — ответила сова, — ищи внутри себя. Как утверждает кот, только там есть ответы на все вопросы.

Слово автора
Нет смысла искать место, где вам будет хорошо. Есть смысл научиться создавать это «хорошо» в любом месте
Сказка в дар
Добро пожаловать в сказку!

Желаю, чтобы сказки были доступны всем, поэтому  их можно прочитать, посмотреть или послушать совершенно бесплатно. Выбирайте удобный вариант :)

Дух каменных гор принял к исполнению озвученное кабанчиком твёрдое решение отправить харзу и куницу на свою тропу. Но духи не торопились исчезнуть, им очень было интересно что же про них расскажет учёная сова.

— Люди чувствовали силу и мощь духов, — в полголоса рассказывала сова Сови-Ушко, — наблюдая за тем, как легко ветер корчует деревья вместе с корнем, или как стремительно река сносит всё на своём пути, как точит камни.

— Факт, — поддакнула завирушка, — сама наблюдала, как ветер крышу дома снёс.

— Стараясь умилостивить природу, люди посылали духам дары, — продолжила сова, — а посредниками между видимым миром и неведомым являлись шаманы. Шаманы, сливаясь с духами природы, передавали просьбы Небесным Богам и приносили подношения за это невидимым духам неведомой силы природной стихии. Власть шамана зависела от силы, с которой он мог договориться. На Байкале, таких мест много, но наиболее известны три: Мыс Шаманский, Шаман-камень и Шаман-остров по названию «Ольхон».

— Чем же эти места примечательны? — вклинилась Люн-Да в рассказ. — Чем столь почитаемы на Байкале?

Все с интересом посмотрели на сову.

— Люди стремились научиться читать знаки, что посылает им природа, — ответила Сови-Ушко. — Природным знакам придавали большое значение, считая ответами на многие вопросы. А эти три места природа сама указала.

Сови-Ушко придвинулась по ветке поближе к догорающему костру и продолжила рассказ.

«Первое особо мистическое место — мыс Шаманский. На огромной отвесной скале на мысе Айха-Шулун над входом в один из гротов проявляется рельеф мифической птицы — гаруды. Птица с распростёртыми крыльями и женской головой, как символ проникновения в иные миры. Птицы — особый природный знак, он почитается шаманами многих бурятских племён. Перья птиц шаманы используют для украшения одежды, а их поведение в своих ритуальных танцах. На упавшей каменной глыбе грота до сих пор можно видеть фрагмент этой птицы. Именно в этом гроте и был захоронен знаменитый очень сильный шаман, а мыс стал называться Шаманским. У его подножья есть никогда незамерзающий источник.

«Всё чётко, — одобрил рассказ дух озера, — складно так у неё получилось!» «В недрах гор много сокрыто, — дополнил дух каменных гор, — энергии много, силы. На отвесном срезе даже можно увидеть её движение, и породы разные свою энергию имеют, и по-разному проявляются».

— Через мыс проходил Великий чайный путь, — продолжала сова, — считалось, что Дух Шаманского мыса покровительствует путникам и торговцам, поэтому каждый путник задабривал его, бросая монету с берегов в озеро.

Необычная птица на отвесной скале мыса — явный знак природы. Именно подобным необычным рисунком птиц и животных и поклонялись бурятские племена. Места, отмеченные особыми природными знаками, считались мистическими, здесь совершались шаманские обряды, общение с духами природы и потусторонним миром.

В костре щёлкнул уголёк, мелкие пташки вздрогнули.

— Это знак! — пошутила завирушка. — Сейчас харза придёт и нас разгонять начнёт.

— Нет, наоборот, — поправила горихвостка, — знак о том, что знания, которые мы получаем, для нас пользу несут.

— Вот и вы тоже, — со вздохом сказала сова, знаки видите, а понять их не можете.

— Ничего, — заверила бурундучиха Люн-Да, — соболь же обещал, на тропе все вопросы откроются. Дальше рассказывай, а ответ придёт обязательно.

— Вторым особенно мистическим местом на Байкале считается Шаман — камень — надводный выступ ангарского порога. Это гранитная скала. Одна из сторон Шаман-камня, обращённая в сторону Байкала, испещрена белыми прожилками, характерными для гнейса, создающих визуальную иллюзию загадочных скрижалей. В хитросплетениях светлых пород легко можно рассмотреть мифических летящих оленей.

— Подумаешь, какие-то прожилки, каких-то пород, — сыронизировала бурундучиха Иру-на, она всегда умела вставить язвительную приколочку в простой разговор. — Куда ж им деваться, вот и вылезли на поверхность.

— На бурятском языке Шаман-камень читается как «Аеху Чолан» — продолжила сова, — в переводе «Страшная каменная гора» или «Заставляющая вздрогнуть скала». Буряты верят, что камень сей лжецов поражает скорой смертью, здесь «познаётся всякая справедливость и истина».

— Я ж и говорю, — подыграла Иру-на, — куда деваться? Тут как вспомнишь, что натворил, так вздрогнешь!

— В старину была почитаема шаманами как место пребывания Непобедимого Белого Бога — Эмман-саган-кайне, — не обращая внимание на игривый тон подружки, продолжала сова. — На этом камне шаманы проводили особо важные шаманские обряды, здесь давались клятвы, приносились жертвы и принимались присяги.

Неожиданно воробей Евге-Ня вцепился в хвост горихвостки. Она вскрикнула от неожиданности и чуть не свалилась с ветки.

— Признавайся, проказница, где перья красила? — вопил воробей, раздувая перьевой загривок. — Признавайся, не то худо будет! Налетит буйный ветер и ощиплет тебя наголо!

Дух каменной горы напрягся. «Вот это запрос, я вам скажу, — сказал он и немного замешкался, — но, это, пожалуй, не ко мне. — Он посмотрел на дух кедра, и добавил, сокрушаясь, — тебе выполнять». «Чуть что, сразу кедр! — возмутился дух кедра. — Подожди, они ещё передумают сто раз!»

Воробей не унимался. Перо ярко красного цвета, что он выдернул из хвоста горихвостки, вставил в хвост завирушки.

— Ну, вот ещё, — возмутилась завирушка Ма-ри, и скинула с себя чужое перо. — Красный – не мой цвет!

Перо плавно опустилось на спину совы. Сова встрепенулась, расправила крылышки, красное пёрышко подлетело вверх и затем плавно начало опускаться на землю. Оно не на долго зависло над волчицей в потоке тёплого воздуха, но всё равно плавно опускалось всё ниже и ниже. Все следили за тем, на кого оно упадёт. Команда мгновенно разделилась на две части. Одна считала, что перо упадёт на красную волчицу, а другая, что попадёт в костёр.

Волчица, не дожидаясь результата, приподняла голову и подула на перо. Оно закружило, завертелось у уже ни у кого не осталось сомнений, что оно попадёт в костёр.

Совсем неожиданно появился сердитый харза и перо прилипло к его хвосту. Что тут началось! Полное счастье для всех. Звери и птицы обнимались между собой, радовались, галдели, не обращая внимания на строгие замечания харзы. Наконец, харза сдался.

— Ладно, болтайте, только тихо, чтоб порядок в лагере был! — наказал он и пошёл обратно к своему дереву. — Вон, волчицу разбудили.

Дем-Ис ушёл, а пёрышко так и осталось на его хвосте.

— Вот видишь, — сдерживая смех, заключил воробей, — никому твой цвет не подходит. Можешь ни в чём не признаваться, да и ощипывать тебя не будем!

Теперь обрадовался дух кедра. «Я же говорил, передумают сто раз, — сказал он, с облегчением, — так и вышло!»

Все снова удобно расположились на своих местах.

— Рассказывай дальше, — распорядилась завирушка.

— Ты ещё про какой-то Ольхон не рассказала, — напомнила бурундучиха Люн-Да.

— Главным магическим местом Байкала почитается Скала Шамана —Бурхан, что на острове Ольхон. С западной стороны на поверхности дальней части скалы имеется природный выход буро-коричневой породы, напоминающий дракона. Двухвершинная мраморная скала, имеет интересные известняковые выходы, а местами изобилует блёстками графита. Поверхность покрыта яркими лишайниками красного цвета. Всё это придаёт острову, отмеченному особыми природными знаками и намоленному шаманами, магический смысл и делает его местом притяжения. Кроме того, Шаман-скала или «Камень-храм» со сквозной пещерой, которая считается обиталищем главного бурятского божества Байкала — Бурхан».

Когда Сови-Ушко закончила свой рассказ, маленькие птички уже спали, сопели белочки и мирно посапывали бурундучки. Сова с удовольствием зевнула и потянула лапку.

— Мест магической силы в природе много, но ведь место только помощник, — тихо сказала Ка-Ти и с надеждой посмотрела на Сови-Ушко. — А где найти гармонию?

— Тайна, покрытая мраком, — заметила бурундучиха Люн-Да.

— Тайник, что мы ищем, — ответила сова, — ищи внутри себя. Как утверждает кот, только там есть ответы на все вопросы.

Догорающая головёшка треснула, от неё отскочил горячий уголёк и упал на бок кабанчика. Кабанчик вскочил, стряхивая с себя уголёк, в полусне покружил вокруг костра, перепрыгнул через мирно спящую волчицу, не находя себе места.

Волчица завозилась и проснулась. Бурундучиха быстро спустилась со ствола, притоптала скинутый кабанчиком уголёк и вернулась к подружкам.

— Всё! Не могу больше! — возмутился кабанчик Или-Я.

Он с особой энергией почесал подпалённый бок о дерево, на котором спали харза и куница. Спросонья они не удержались на ветке и свалились прямо на спину кабанчика. Он взвизгнул, взлягнул задними лапами и унёсся прочь, унося вместе с собой харзу и куницу.

Волчица растерянно посмотрела им вслед.

— Неожиданно, — удивилась Иру-На, — улетел, как скорый поезд! Видимо харзу с куницей на свою тропу понёс.

— А ведь так его желание исполнилось, — заметила Люн-Да. — Чудеса! Волшебство сказочной тропы работает!

— Думаю, что это было наше общее желание, — ответила волчица. — Разрушители пространства физического и мистического исчезли, словно не было!

Духи с облегчением вздохнули. Пространство освободилось. Тучи на небе сначала превратились в лёгкие облачка, а потом совсем исчезли. Яркие звёзды сияли на всём небе, но команда тропостроителей уже спала под кедром восстанавливающим сном.

Другие сказки данной категории: